В российских школах с нового учебного года будут введены уроки патриотического воспитания. Как можно воспитать в ребёнке любовь к Родине? Как этому чувству вообще можно научить?
Изначально уроки патриотического воспитания планировались как факультативы в дополнение к общему образовательному блоку. Почти во всех школах и лицеях страны периодически проводятся классные часы и беседы о героическом прошлом России. Но депутатам Государственной Думы этого мало. Уже сейчас они говорят о разработке целого методического плана и внедрении уроков патриотизма, которые будут являться такими же обязательными для посещения, как уроки русского языка и литературы. В некоторых школах страны уже со второго учебного полугодия введены такие занятия. Проводят их в качестве эксперимента. Время вполне подходящее, ведь в этом году Россия отмечает 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Законопроект «О патриотическом воспитании граждан РФ» был одобрен Общественным советом при ФСБ ещё в конце февраля. На реализацию программы выделено 777,2 млн рублей. Главная задача, которую поставило Правительство РФ – искоренить экстремизм в молодёжной среде. Весьма благородно и вполне правильно. Одно только не укладывается в голове: как можно преподавать патриотизм? Как учителя будут его оценивать?
Пока ничего не известно о том, как будут проводиться занятия, поэтому можно только предполагать, что иже будут изучать школьники на уроках патриотического воспитания. Заучивать наизусть стихотворения о Родине? Читать автобиографические произведения участников Великой Отечественной войны? Или это будет своеобразная пропаганда: «Мы живём в самой прекрасной стране на свете, а все остальные страны нам завидуют»?
Такие уроки будут сродни урокам истории Отечества. Есть одно существенное отличие: они будут направлены не на усвоение исторических фактов, а на формирование у ребёнка чувства любви к Родине. Да как вообще можно оценивать чувства?
Представим себе разговор двух школьников:
- У тебя что по патриотизму?
- Три, а у тебя?
- Пять. Я по этому предмету отличник.
Что, простите? Это дико и непонятно, это режет слух. Я уверена, такое нововведение кажется странным не только ребятам школьного возраста, но и многим родителям. А в аттестате о среднем образовании словосочетание «патриотическое воспитание» будет значиться отдельной графой? И оценка по нему будет такой же, как по химии и физкультуре?
В Толковом словаре русского языка Сергея Ожегова написано: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Ни любви, ни преданности невозможно научить, эти чувства закладываются в человека в семье. Да и как вообще учить?
Неоспорима необходимость и польза классных часов на тему любви к Отечеству. Школьникам рассказывают о войне и мире, об участниках боевых сражений, об их героических подвигах. Иногда на такие беседы приходят ветераны Великой Отечественной и других войн, они делятся с ребятами своими воспоминаниями, дают напутствия. Это здорово, это даёт свои плоды. Но как будет оцениваться ученик по завершении такого урока? От чего будет зависеть его оценка: от того, какие чувства он испытывает после беседы, или от того, насколько хорошо он запомнил слова учителя или ветерана? Тогда дело уже не в патриотизме, а в хорошей памяти. Ребёнок весь день усердно учил конспект лекции, пришёл на урок, пересказал – получил пятёрку. Так, что ли?
Я ни в коем случае не говорю о том, что формирование в детях чувства преданности Родине – это плохо. Это замечательно, учитывая, что современная молодёжь далека от таких чувств. Но введение в учебную программу патриотического воспитания как нового предмета – это абсурд. Патриотизм – это чувство, а чувства невозможно оценить по пятибалльной шкале.